«Актер о политике, депутат о театре»-c Николаем Кравченко об истине и морали

tryeuДиректор, художественный руководитель Николаевского художественного академического русского драматического театра и депутат областного совета Николай Кравченко уверен, что «в театре больше жизни, чем в жизни». Театр обогащает и воодушевляет сердце, а политика разрушает и искореняет душу.

Не раз уже отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и, как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам политики, законоведения и даже морали — люди угрюмые, склонные к меланхолии и т. д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые — общество; первые созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека. Следствия не могут не быть разными.

Антуан де Ривароль

Какой опыт Вы приобрели, будучи депутатом Николаевского областного совета?

Пять лет работы в депутатском корпусе и пять лет работы председателем комиссии по вопросам культуры, науки, образования, семьи и спорта сформировали определенный стиль видения того, что происходит в области. Та деятельность, которой я занимаюсь, не самое лучшее занятие для меня, так как я немного отвлекаюсь от основного своего дела.

Какие трудности возникали во время депутатской деятельности?

Принять правильное решение самостоятельно всегда трудно. Если говорить о принципах работы депутатского корпуса четыре года назад, тогда были консолидированные решения. Насколько консолидированы и кем – особо никто не хотел разбираться. Просто сверху поступала команда: необходимо голосовать за что-либо нужное кому-то из «верхушки». Но если возникали спорные вопросы, безусловно, люди выражали свое мнение и не шли на необдуманные поступки.

kituДепутаты местных советов часто дают обещания избирателям, реализация которых не входит в их компетенцию. Не могли бы Вы объяснить, кто такой депутат областного совета и что входит в его обязанности?

Многие утверждают, что депутаты занимаются политикой. Это не так. Сегменты политики формируются на уровне Киева. В Николаевском областном совете мы занимаемся вопросами распределения и перераспределения облбюджета по организациям, которые являются ремитентами или бюджетными учреждениями: больницы, школы, интернаты, дома престарелых, театры, филармонии. В наших полномочиях также рассмотрение ходатайства школы о выделении средств на ремонт здания. Депутатский корпус должен вносить свои предложения, с помощью которых регион начнет развиваться, корректировать работу административных органов в вопросах расходования средств и выбора стратегических направлений работы по Николаевской области.

Вопросы большой политики, которые касаются международных отношений, войны и мира, зарплат и пенсий разрабатываются не в области. В регионе есть другие разработки программ в развитии спорта, культуры, медицины, которые, как правило, носят теоретический характер и мало обеспечены средствами и во многом рассчитаны на те субвенции, которые предположительно должны поступать из госбюджета: дороги, спортивные площадки.

Я неоднократно выступал на сессионных собраниях с предложением окончить начатые ремонтно-восстановительные работы. Для ремонтных работ средства выделяются, но в распределении бюджетных денег царит абсолютная бесхозяйственность. Большинство молодежи хотят заниматься спортом. У нас есть замечательный уголок, который мог бы послужить удобной спортивной площадкой – Парк Победы. Человек не научен сохранять природу и экологию. На сегодняшний день Парк находится в запущенном ужасном состоянии, но на территории сквера есть недостроенная спортплощадка. Складывается впечатление, что решение начать стройку является популистским. Ведь строительная организация вложила свои деньги, соответственно с подрядчиком город не расплатился, вследствие чего стройфирма заняла спортплощадку и приняла решение не пускать кого-либо на территорию начатой стройки. В течение двух лет эта территория не обжитая и находиться в запущенном состоянии. Сейчас Парк разрушен, потому что мы не смогли продолжить работу предшественников. Выходит, что мы не смогли сохранить крохотный уголок природы. Я буду настаивать на том, чтобы мои коллеги не были безразличны к скверам города и области. Мы не можем уничтожать парки, их и так слишком мало.

Новые народные избранники, приходя в местные советы, часто начинают создавать новые проекты, не понимая, что они также временно находятся в кресле депутата. Нынешние представители власти должны понимать, что новоизбранные через пять лет коллеги не будут заниматься реализацией их начатых проектов.

Римский император Веспасиан начал строить колоссальное сооружение Колизей. После смерти императора, спустя два года, Колизей вошел в историю. Сейчас весь мир знает памятник архитектуры Древнего Рима. Решение последующего императора не продолжать строение Колизея было бы немыслимым безразличием. Несмотря на политические взгляды последующих правителей и представителей власти начатые проекты предыдущих должны быть окончены и реализованы. Безусловно, проблема неоконченных программ не единственная и не главная в области. Но, по моему мнению, это настоящая беда.

На Ваш взгляд, депутатство и есть политика или эти понятия разнятся?

Изначально депутат баллотируется в местный совет от политпартии, но он не может влиять на какие-либо политические процессы. В местных советах практически остались те же люди, просто тусуется колода карт. Что касается Верховной Рады Украины, в ВР царит конъюнктура. По моему мнению, те люди, которые вошли в состав Парламента – популисты. Политики не готовы к работе в ВР, так как у них отсутствует понимание культуры, этики и законодательства Украины. Если говорить о нардепах, политические деятели, состоящие в какой-либо партии, будут служить тому человеку, который создал фракцию для себя. Известно же, что 80% людей подвержены влиянию, внушению и убеждению. Необходимо владеть невероятной силой для того, чтобы удерживать всякий удар и отстоять свое решение. Подобная проблема существует и на местном уровне. Кроме того, с изменением лиц система взаимоотношений не меняется. Умные люди не хотят идти во власть, а потом удивляются, почему ими руководят дураки. Люди не умеют разделять депутатство и политику, а более образованные понимают, что политическая деятельность способна изменить и очернить человека.

kravНужно ли менять специфику работы органов местного самоуправления?

Существует утверждение: «Каждый последующий руководитель хуже прежнего». Я пока не могу сказать, как будет работать новый состав облсовета. Пока нет новых кандидатов, на которых можно было бы поменять «случайных людей», вошедших сегодня в состав депутатского корпуса. Если бы мы воспитали новое грамотное поколение, которым, в принципе, можно передать бразды правления, то не пришлось бы менять специфику органов местного самоуправления, но сегодня правят балом недостойные.

Известно, что на создание помещения для областной филармонии на месте кинотеатра «Искра» необходимо потратить около 140 миллионов гривен. Ежемесячное содержание учреждения достаточно дорогое удовольствие. Найдется ли в областном бюджете необходимая сумма для выплаты заработной платы персоналу филармонии и каким образом возможно собрать или заработать средства на построение здания, не привлекая деньги из областного бюджета?

В общем, реконструкция какого-либо здания – довольно сложный процесс. В случае с созданием филармонии – долгосрочное строительство. 40 миллионов гривен можно освоить в течение двух лет. Эту сумму в полном объеме никто не даст для областного бюджета. Соответственно, стройка филармонии затягивается на десятилетия и становится выгодной для чиновника, который будет влиять на выделение средств подрядной организации. Чем дольше будет длиться стройка, тем ему лучше, потому что на выделенные пять миллионов для реконструкции здания стройфирма выполнит минимум ремонтных работ за один год, а управление капитального строительства или курирующий заместитель главы Николаевской областной государственной администрации получат откат в размере 10-20% от суммы выделенных средств. Следовательно, со строительством филармонии можно не торопиться, ведь в следующем году можно обогатиться на ту же сумму. Чиновникам не важно – будут ли вообще закончены строительные работы здания филармонии. К сожалению, это стиль работы и способ мышления нынешних чиновников.

Не привлекая средств из областного бюджета, невозможно добыть деньги для построения музыкального учреждения. Хотя теоретически, можно получить государственную субвенцию в любом размере. Но я уверен, что мы никогда не получим необходимую сумму. Изначально я был против этого проекта, так как коллектив филармонии столкнется с некоторыми трудностями в создании программы концертов на протяжении целого года. Имея 400 мест в здании музыкального учреждения, план будет составлять около 80 000 билетов. Кроме этого, потребуется около 50 профессиональных артистов: скрипачи, виолончелисты, духовая и танцевальная группы, специалисты с консерваторским образованием, а для каждого из них необходимо предоставить квартиры. С тем потенциалом, который сейчас есть, достаточно сложно воплотить в реальность данный проект.

Я предлагал сократить затраты на реконструкцию кинотеатра «Искра» и начать работу филармонии в здании Областного Дворца культуры. В случае нехватки помещений для новых сотрудников, строительные технологии сейчас позволяют сделать надстройку над третьим этажом. Все выделенные деньги концентрировать на содержание ОДК и филармонии в одном помещении. Создать формулу взаимоотношений между Дворцом культуры и учреждением музыкального искусства возможно. Достоинства соединения двух структур: в разы меньше затраты на содержание помещения, укрепление материальной базы ОДК и филармонии, отсутствие лишних вакансий таких как инженер, техработник, завхоз, сторож, электрик, монтировщик декораций, звуковик. Заинтересовать сотрудников работать для филармонии и ОДК можно путем повышения заработной платы, естественно.

Послушав мои идеи, в Управлении культуры, национальностей и религий ОГА мне предложили расположить сотрудников филармонии в здании Областного Николаевского художественного академического Русдрам театра. Более глупого решения для двух учреждений культуры и искусства я не слышал, ведь это развал отдельных коллективов. Я не могу допустить этого.

uyrtФранцузский писатель Клод Адриан Гельвеций утверждал: «Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным». Что имеет в виду автор?

Автор несколько идеализирует формулу, так как вряд ли политика достигнет добродетельной цели. Если политика сумеет извлечь из общества такие качества как порядочность, щедрость и ум, будет высокий результат деятельности политиков. У нас же происходит совсем наоборот: политика ищет в людях все самое худшее, что у них есть. Искусство политики, результат которой является добродетельным, не существует. Для того, чтобы достичь такого результата, политикам нужно обладать высокими человеческими качествами, но проблема в том, что таких полит деятелей нет.

Что для Вас «политика»?

Политика для меня – это потеря драгоценного времени и лишние заботы. У меня нет мотивации кроме убеждения и необходимости спасать театр, культуру, природу от тех чиновников, которые хотят уничтожить основы существования поколений. Я счел нужным заняться депутатством, потому что я не вижу другого выхода, как защитить и спасти от разрушения и разворовывания свое дитя.

Есть ли схожесть между театром и политикой, актерами и депутатами?

Между этими понятиями нет связи. Каждый хочет иметь власть, чтобы обогатиться. Еще в Древней Греции говорили, что политика – это грязное дело, но никто никогда не смог утверждать, что театр и искусство – грязь. Театр, музыка, живопись, кино призваны смягчать человеческий нрав, очищать человеческие души и мысли, а политика – это мерзость. В Древней Греции меценаты организовывали театральные постановки, а драматурги показывали свои спектакли, так как такового театра еще не было. Финансировать подобные мероприятия могли только достойнейшие люди, которые соответствовали этическим и моральным нормам. Если богатый, но не порядочный человек хотел пожертвовать деньги на организацию культурного мероприятия, его помощь не принимали.

Политика иногда использует театр, как некий рычаг, потому что в Советском Союзе театр был частью государственной идеологии. Глядя американские фильмы, где есть добрый и злой полицейский, а добро побеждает зло, прививается мысль, что необходимо совершать только хорошие поступки. Всякое государство создает для себя некую мифологию, на которой будут воспитываться последующие поколения.

dxgfhЧто для Вас «театр»?

Каждый человек несет свой крест, для меня – это театр. Когда случаются неудачи, меня настигают печаль и разочарование. Часто возникает нежелание начинать все сначала. Кажется, что все бесполезно и никому не нужно, но приходится собирать все сомнения в кулак и начинать творить заново. Отпусков у меня не бывает, как только начинаются выходные, тут же возникают вопросы, которые без моей помощи нельзя решить и приходится снова выходить на работу.

Театр – явление круглосуточное. Особенно тяжелое время для меня постановка спектакля. Даже дома все время думаю о постановке: варианты использования музыки, декорации, пластика, темпо-ритм действий, но после выхода спектакль отрывается от меня, начинает жить самостоятельной жизнью и позже принадлежит актерам и зрителю, которые формируют его по своему образу и подобию.

Где Вы обучались актерскому искусству?

Я окончил Днепропетровский театрально-художественный колледж и пошел служить в армию в ансамбле песни и пляски Прибалтийского военного округа. Затем работал в театре Калининградской области городе Советске, позже в Дагестанском Государственном Русском Драматическом театре им. М. Горького, а потом в Кемеровском.

Знаменитый немецкоязычный писатель Франц Кафка говорил: «Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели». Чем отличается жизнь в театре от жизни повседневной?

Я воспринимаю эту фразу как гипотезу, но доля правды в высказывании есть. Я полагаю, что в театре больше жизни, чем в жизни. Для того, чтобы рассказать человеку истину, необходимо следовать этой истине. Актер – это лицедей, который частично живет жизнью своего героя, артист должен быть выше артиста-человека, играющего роль персонажа. То есть, актер не должен переживать в чистом виде эмоции, которые играет, а наоборот, необходимо утрировать переживания и ярче показывать все то хорошее и плохое, что есть в человеке. Актер должен быть выше жизни, чтобы показать жизнь. Злодея в жизни узнать не просто, а со сцены зритель изначально может различить добрых и злых героев.

fhryuПомогает ли профессия актера лучше разбираться в людях?

Безусловно. Когда работаю с актерами и ознакамливаюсь с их ролями, изучаю себя и свои эмоции. Все познается в мелочах: взгляд, реакция, движение, пластика, улыбка актера позволяет распознавать поведение других людей в жизни. Кроме того, актеры открыты к общению с людьми, сдержаны к человеческим порокам и склонны верить в искренность окружающих. Ведь не зря среди людей искусства не существует взяточников, воров и преступников.

Какие чувства испытывает артист во время актерской игры?

Ощущение комфорта на сцене приходит не сразу. Стремление выйти на сцену преобладает у каждого актера. Желание играть присуще каждому человеку. На сцене необходимо четко понимать, что нужно делать во время исполнения роли, ведь актеры руководят эмоциями зрительного зала. Чтобы комфортно чувствовать себя на сцене, нужно ощущать себя хозяином положения. Вначале актеры должны совладать со своими эмоциями, которые бывает слишком яркими и бестолковыми, то наоборот тусклыми и непонятными для зрителя. Комфорт приходит с определенной ролью, которая схожа с характером или жизненными принципами актера, тогда на протяжении всего спектакля артист чувствует, что правильно играет роль и ведет за собой зрителя.

Какими качествами должен обладать человек, который хочет научиться актерскому искусству?

Должны быть природные данные. Человек должен быть трудоспособным. Есть выражение: «Гений — это 5% таланта и 95% труда». Работы актера, музыканта, художника предполагает очень много усилий и кропотливая ежедневная работа над собой. Человек, который хочет научиться актерскому мастерству, должен обладать такими качествами, как трудолюбие, природный талант, умение чувствовать, наблюдать, видеть что-либо неординарное в себе и окружающих для того, чтобы в последствие правдоподобно воплотить роль на сцене. Советский поэт Владимир Маяковский говорил, что «Театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло», актер должен уметь передать чужой характер и чувства и быть немного выше своей роли.

nfhtuПо каким критериям Вы проводите кастинг молодых актеров для работы в театре?

Бывает так, что человек на первом прослушивании показался сильным актером, но позже в его работе не видно развития и роста как артиста. Случается, наоборот, во время кастинга молодой актер чувствует себя неуверенно и исполняет пробную роль невнятно, но позже благодаря кропотливой работе показывает свой настоящий талант. В каждом человеке необходимо видеть больше, чем он может показать.

Чему учит зрителя какой-либо спектакль?

Спектакль для зрителя — понимающего искусство – библия, которая ограждает человека от низости и мерзости неблаговидных поступков. Литература, музыка, поэзия, живопись обогащают человека. Творчество – это преодоление болевого барьера, это некая сублимация, переход эмоциональной эротической нереализованной энергии в творческую. Люди искусства всегда проходят через душевные страдания и выкристаллизовывают самые искренние и чистые чувства, которые есть в классике, как назидательный пример для будущих поколений.

Как выглядит «спектакль, который не получился»?

Можно считать спектакль несостоявшимся в том случае, если представление не волнует зрителя. Ситуация становится еще серьезнее, если актер не нашел себя в спектакле и при игре артист не получает удовольствия. Большое значение имеет режиссерский и художественный замысел, музыкальное оформление, костюмы, освещение, если все это совпадает, актеры дополняют свои роли, а люди реагируют на каждое действие артиста, спектакль получился, но если все противоречит ролям персонажей и актерам, тогда постановка получается без души.

ppfdhЧто мешает зрителю понять главную суть представления?

Часто случается так, что зритель не разгадывает главную мысль спектакля. Когда так происходит, трудно понять, кто виноват: либо зритель, который пришел не по адресу, либо «спектакль, который не удался». Перед просмотром спектакля в театре считается хорошим тоном прочесть пьесу. Прочтение книги помогает уловить главный смысл театральной постановки, увидеть различия написанной пьесы и представленного спектакля. Театр – это элитарное искусство, которое придется по вкусу не каждому.

Возможно, человек, не любящий театр, попросту не осознает какие-либо важные моральные ценности и основы бытия? Как приобщить людей к высокой культуре?

Согласен. Но человек не виновен в том, что ему не по вкусу театр. Любовь к культуре и театру необходимо прививать с детства. Человека раздражает то, чего он не понимает, а при непонимании люди испытывают дискомфорт.

Существует ли табу для актеров в театре?

Табу для всех людей – нельзя не любить то дело, которым занимаешься. Настоящий актер – это тот человек, который сжигает себя на работе. А в театре может происходить все, что угодно актерам. Случалось, что сотрудники влюбляются друг в друга, потом женятся, затем разводятся, мирятся, ругаются. В коллективе бывают и сплетни, и дружба. В театре совсем иная жизнь. Но в день спектакля актер должен думать только о своей роли вне зависимости от желания, настроения, даже если заболел, артист должен работать. Актерство слишком сложная и ответственная деятельность.

dxhgfcЧто для Вас «белое» и «черное»?

«Черное» – это бездействие, малодушие, слабость, мелочность, жестокость, подлость, алчность, ненависть, желание воспользоваться чьим-то трудом или жизнью. «Белое» – это движение, творчество, дети, женщины, летний дождь, снег и солнце.

Каких жизненных принципов придерживаетесь?

В первую очередь, я стараюсь не совершать поступков, за которые мне будет стыдно. Я представил себе, какой стыд я испытаю за свои поступки, когда через несколько лет мои внуки откроют газету, в которой будет написано о совершенных мной плохих делах, и решил, что не могу допустить такого позора. В общем-то, любой человек лучше, чем он есть на самом деле, поэтому жизненные принципы преобладают в жизни каждого.

Что для Вас «домашний уют»?

Дом – это моя крепость, в которой я укрываюсь от проблем, тревоги и ненужных телефонных звонков. Когда я дома, хочется отстраниться от шума, обязательных вещей и просто отдохнуть в семейном кругу. Дом – это некая дамба, которая защищает от всего лишнего, внушает определенную уверенность и позволяет расслабиться.

Согласны ли Вы с жизненным законом бумеранга: «Все сделанное человеком к нему же и возвращается»?

Разумеется. Но мне не станет легче, если моему обидчику вернется содеянное им зло. Вряд ли человек будет злорадствовать неприятностям своего обидчика, ведь обиженный уже перенес причиненную ему боль, забыл о ней и жизнь окрасил в белый цвет. Закон бумеранга необходим для того, чтобы предостеречь человека не совершать «черных» поступков. Возможно, бумеранг остается безответным в том случае, когда человек оправдывает все свои поступки, наверняка подлость для него – не грех, а воровство — способ прокормить себя или наказать тех, кто богаче него.

xdfcgНевозможно отличить «правильное» от «неправильного» в жизни, так как норма подлости и добра для каждого человека своя. Если вспомнить трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», в которой два главных персонажа погибли, можно разгадать привычку человека оправдывать свои поступки. Ведь Шекспир понимал, что если герои не погибнут, то через некоторое время станут ординарной парой, жизнь которой превратится в рутину, ведь случаи единичны, когда муж и жена на протяжении всей супружеской жизни испытывают трепетные чувства друг к другу.

Истина одна, а правда для каждого своя, но основной ошибкой всех людей является попытка навязать свою правду окружающим. Правда некое абстрактное понятие, которое может трактоваться каждым человеком по-разному, но истина известна одному лишь Богу.

 

Беседу вела Алевтина Добровольская

1 Comment

  1. Оля -  09.02.2016 - 15:37

    видела спектакль с его участием. есть еще порох в пороховнице)))

    Ответить

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked (required):

Back to Top